Не проклинайте рекрутера


Вы не любите рекрутеров? Эти «тупоголовые девочки» из кадровых агентств ничего не смыслят в вашей профессии, задают идиотские, как вам кажется, вопросы и получают хороший бонус по факту вашего трудоустройства. Так думают многие, и подобное раздражение небезосновательно. И все же попробуем развеять несколько устойчивых мифов о внешнем рекрутменте.
Миф первый: найти работу через кадровое агентство практически невозможно, откликаться на их вакансии и звонки — это пустая трата времени.
Если бы работа кадровых агентств была неэффективна, то они бы просто разорились. Даже сейчас в кризис заказы есть. Рекрутер, работающий в кадровом агентстве, по сути, менеджер по продажам. Его товар — это соискатели, которых он должен продать работодателю. Поэтому в задачи кадрового агентства не входит трудоустройство претендентов, рекрутеру все равно найдете ли вы лично работу или нет. Это плохая новость. Теперь хорошая. Ему очень нужно «закрыть» вакансию (и заработать денег), и если он посчитает вас хорошим кандидатом, то будет вас продвигать и представлять перед работодателем в наиболее выгодном свете. Более того, если вы не подойдете на одну позицию, у рекрутера может оказаться в работе похожая вакансия, которую он вам обязательно предложит, а также порекомендует вас своим коллегам.
Миф второй: сотрудники кадровых агентств не уважают соискателей — опаздывают, заставляют заполнять ненужные анкеты, не перезванивают.
Кадровых агентств за время экономического подъема появилось очень много, и работа в них была организована на разном уровне. Теперь рынок сжимается, останутся только сильные игроки. Солидное кадровое агентство — это хорошо отлаженная система, работа сотрудников в нем регламентирована и контролируется. Например, фиксируется время, которое проходит со времени прихода соискателя до начала собеседования, за серьезные задержки наказывают («рублем»). К тому же, агентству важен положительный имидж не только в глазах заказчиков, но и соискателей. Каждый соискатель — это потенциальный клиент.
Многим непонятно, зачем нужны анкеты, есть же резюме. Во-первых, с их помощью о вас получают более полную информацию. Например, в своем резюме вы могли не перечислить, какими компьютерными программами владеете, а это важно. А иногда и возраст не указан, и образование, и даже места работы перепутаны и пропущены. Мне не раз приходилось на собеседовании выяснять вместе с соискателем, где, когда и кем он работал. Самый забавный случай со мной приключился, когда только на интервью выяснилось, что опыт работы у соискательницы был в Америке, понять из резюме это было решительно невозможно. Во-вторых, у кадрового агентства есть своя база соискателей, и вводить туда информацию значительно проще со стандартной анкеты, а не с резюме, написанного в свободной форме. Если вы не хотите указывать какую-то информацию — например, свои паспортные данные — просто не заполняйте этот пункт, никто вас насильно заставлять не будет. А вот устраивать скандал на ресепшн не стоит, нервные соискатели никому не нужны.
По поводу обратной связи. Скорее всего, ваше собеседование завершилось словами: «Мы представим вашу кандидатуру работодателю и свяжемся с вами». А затем тишина. Обидно? Очень. Но это не значит, что вас обманули. Да, возможно, рекрутер сразу решил, что вы не подходите, но не сказал вам об этом, чтобы не обидеть. А может, работодатель вами не заинтересовался или вакансия уже закрыта. Если вы серьезно рассчитываете на эту позицию, просто позвоните в агентство спустя день-два сами.
Миф третий: в кадровых агентствах работают некомпетентные девочки, оценить знания и опыт специалиста они не могут. Нужно обязательно выходить на прямых работодателей.
Действительно, большинство сотрудников кадровых агентств это девушки до 30, а то и до 25 лет. И они не разбираются в вашей специальности на том же уровне, что и вы. Зато они могут оценить, насколько вы мотивированы, адекватны, коммуникабельны, можете ли вы четко рассказать о своем опыте работы, прояснить некоторые «белые пятна» вашей трудовой биографии, проверить какие-то навыки — например, знание английского. Кроме того, существуют профессиональные тесты. Правда, смешно получается, когда соискатель, оставленный в «кабинке» выполнять тест, тут же хватается за свой мобильный и обзванивает коллег в поисках помощи. Слышимость хорошая — собеседования в рядовом кадровом агентстве обычно проводятся в open space, разделенном перегородками – и «цена» теста, выполненного таким образом, сразу падает.
В каком-то смысле, общение с кадровым агентством — это первоначальный отсев. Если работодатель поручил это кадровому агентству, значит, ему так удобнее. К тому же в компании могут по своим внутренним причинам скрывать, что ведется поиск сотрудника. В такой ситуации иначе, как через кадровое агентство, вы к работодателю попасть не сможете. Например, случилась у меня такая история. Я искала (до кризиса) руководителя отдела персонала на производственное предприятие взамен имеющемуся. Отсмотрела первых кандидатов, были вполне приличные, договорилась о собеседованиях у работодателя и сама решила подъехать посмотреть, как будут разговаривать, о чем кандидатов спрашивать, сделать выводы для себя. И вот, самая первая кандидатка утром, перед собеседованием, позвонила напрямую работодателю и бойко представилась секретарю: «Соедините меня с директором, у меня сегодня назначено с ним собеседование на позицию руководителя отдела персонала». Все бы ничего, но секретарь тут же «донесла» горячую информацию до действующего эйчара, и разразился скандал. Собеседование с активной дамочкой состоялось, я там присутствовала, но беседа эта была похожа на отчитывание первоклашки завучем, о получении искомой должности речь уже не шла.
Но нужно учитывать, что рекрутеры кадрового агентства настроены на стандартного соискателя. Им не хочется выслушивать от заказчика: «Я просил со свободным французским и хорошим английским, а вы мне подсовываете с хорошим французским и свободным английским. Я не для этого к вам обратился». Если вы «неформатный» кандидат, но уверены, что подойдете на эту позицию, то «добывайте» контакты работодателя и выходите на него напрямую.
Быль: не все кадровые агентства одинаково полезны.
Мошенникам вообще все равно, как называться — кадровым агентством, туристической фирмой или представительством крупной международной компании по производству неизвестно чего. Они зарабатывают на всем, что приносит прибыль. Когда вы покупаете сметану, вы смотрите на марку? А когда выбираете работу?